Краткая история развития женской моды на нижнее белье от Адама до наших дней

История нижнего белья, таким, каким мы его знаем, ведет свою историю с середины 18 века. До этого периода его, как такого, и не существовало, если не принимать во внимание фигового листка Адама, который никто никогда не видел, полоски материи под названием страфион, которой молодые страстные гречанки подвязывали под свои "прелести", а также мучительной моды придворной жизни, с помощью которой женщины сразу нескольких эпох пытались моделировать свои обольстительные фигурки.

Можно, конечно, говорить, что история рубашки, которую тоже в какой-то мере следует отнести к нижнему белью, еще глубже уходит в прошлое, но в этой статье нас больше интересует возникновение дессу современного образца.

С 1810 по 1870 женщины имели дело с такими понятиями, как корсет, кринолин и турнюр. Не надо думать, что мода на эти предметы женского белья пришла в ежедневный оборот без борьбы. Медики тех лет в один голос протестовали против пресловутой "осиной талии". Об этом свидетельствуют многочисленные документы тех лет. Зато современникам медицинских светил тех лет, формировавших тогдашнюю моду, к корсетам, кринолинам и турнюрам, относились с восторгом и получали от их созерцания истинное эстетическое удовольствие.

Примерно до 30-х годов в моде господствовали шнуровые корсажи. Женщины, впрочем, как и мужчины эпохи бидермайер, должны были выглядеть, как осинки – стройными, хрупкими и очень изящными.

В 1829 году в продаже появились т.н. "механические" корсеты. Они изготовлялись из специально вбиваемых в корсет металлических петель.

Писк моды той поры, изготавливаемый из жесткой материи - китового уса или обручей, сделанных из стали, кринолин (от французского crin = конский волос), женщины носили под верхней одеждой. Он служил основанием для поддержки женских платьев, которые порой достигали шест метров ширину.

Что касается "турнюра", то к его достоинствам относится т.н. "искусственный зад", благодаря которому пышный силуэт дам середины конца 19 века несколько "съехал" назад казался настоящим мужчинам тех лет весьма эротичным и аппетитным.

Мода на белошвеек

Мы пока не упомянули роль сорочки в тогдашней моды. Увы, но ее роль в моде тех лет была невысока – по сравнению с женским бельем она всегда оставалась на вторых ролях.

Последняя треть 19-го века привнесла новые веяния в повседневной одежде женщин. Помимо сводившей с ума мужчин тех лет пышности, нижнее женское белье становилось все роскошнее и дороже. При этом, любые превращения в моде в те годы, даже безобидная вышивка, сопровождалось мощным протестом в прессе и сопротивлением части общественности.

Однако красота неизменно побеждала и будила фантазию. В моду постепенно входил батист, его еще называли еще "изящным голландским полотном", различные вышивки и кружева, вязка крючком, вырезы в форме любящего сердечка, всякого рода сборки и цветная тесьма.

На свет неожиданно, но логично появилась профессия белошвейки. Она стала весьма респектабельным занятием для дам, и быстро завоевала уважение в среде женщин не равнодушных к моде. Интересно, что критерием мастерства женщин, занимавшихся вышивкой, являлась работа белыми нитками.

Итак, к началу 20-века, благодаря нижнему белью, женщины, да и мужчины, походят утянутыми и украшенными. Строгая выправка тогдашней элиты – это общее место в одежде и поведении, которое стремились поддерживать все.

Дама, которую в те времена можно было назвать образцом моды, носила на себе целый воз одежды, достигавшей 2,5-3 кг. веса. Чтобы описать то, что женщины тогда надевали на себя, понадобится большое терпение. Здесь и штанишки, сорочка, корсет, "юбку приличия", нижняя юбка, вторая нижняя юбка, боковка, да еще согревающее белье зимой.

Отметим, что к концу 19-го века на свет появляются еще и чулки, которые сначала крепятся к корсету, а затем к специальным поясам для резинок, какими мы знаем их и сейчас.

Все это многообразие затруднявшего жизнь белья неизменно вело к движению по реформации одежды, что и случилось в 1896 году. Тогда впервые было образовано некое общество целью которого была "борьба за упрощение женской одежды". Более того, оно стремилось еще и к "
"освобождение от всякого давления и стеснения".

Но женское нижнее белье "не сдавалось". Типичным силуэтом женщины начала 20 века был следующий формат: женщина с впалым животом, но зато с подчёркнутым, "отляченным" задом. Грудь женщины подчеркивалась тогда муляжем или как минимум небольшими шёлковыми подкладочками.

С 1910г нижняя часть корпуса, наконец-то, приобретает очевидные прямые линии, а реклама нижнего белья того времени пропагандирует женщин с чрезмерно длинным телом - без талии, бёдер и ягодиц и других интересных частей тела. Как не странно, секрет новомодного силуэта опять упирался в китовый ус, стержни которого чрезмерно удлиняли корсет

Лифчик-демократизатор

Однако рост просвещения демократии в обществе делал свое дело – то и дело раздавались мощные всплески протеста, которые требовали создавать для женщин естественную одежду, соответствующую "законам здоровья". Особым объектом нападок был корсет, но ему никак не могли найти адекватной, но простой замены.
Нет, лифчиков и бюстгальтеров на рынке было немало, но выдержаны они в рамках уже сложившейся традиции: большинство из них были со стержнями из китового уса, жесткими спиральными пружинами или вкладками на шнуровке. Были слышны и голоса женщин, которые вообще отвергали какой-либо вариант искусственной поддержки естественного состояния груди и мышц спины.

Отметим в этой части статьи, что почти до середины 19-го века при изготовлении женского корсета корсетчики сшивали части материи вручную. Затем корсеты стали изготовлять с использованием ручных ткацких станков, а в 1850 году в Германии изобрели швейную машинку, после чего изготовление этой неотделимой части женского образа постепенно становилось фабричным.

Первые корсетные фабрики появились во Франции, а за ними стали открывать их и немцы. Центром изготовления корсетов стала земля Баден-Вюртемберг, где хлопчатобумажное ткачество в те времена претерпевало серьезный кризис, и поэтому получало субсидии от немецкого государства. Там же, на юге Германии, в Раппенау, возникла в 1885 году и знаменитая "Фелина" - первая немецкая фабрика целиком специализировавшаяся на пошивке корсетов.
Ношение корсетов настолько вошло в ежедневную привычку и сознание европейских женщин той поры, что даже тогда, когда на свет появились предшественники первого бюстгальтера – французские модели корсета "Callimaste", которые делалась уже из эластичных лент, - их рекомендовали носить … под корсетом.

Война и лифчики

Можно сказать, что успеху реформаторского движения способствовала Первая мировая война, помимо "крови и пота" взывавшая еще и к демократизации жизни и равным правам мужчины и женщины. Модный женский силуэт той поры становится мальчишеским: грудь и бедра женщины становятся почти плоскими и малозаметными.
На свет все в большем количестве появляются все более короткие юбки, одежда их материалов, легко поддающиеся глажке. Различные молодёжные, спортивные и туристические движения активно способствовали росту спроса на лёгкие, воздушные, эротично выглядящие ткани. Поэтому ничего удивительного нет в том, что комплект белья - лифчик плюс штанишки, возник как вполне ожидаемый и типичный предмет женского туалета 1920х гг. Кстати, тогда впервые стали использоваться для женского белья цвета пастельных тонов, которые потом приобретут просто бешеную популярность.
Поэтому ничего удивительного не было в том, что первому бюстгальтеру просто нечего было, по-существу, и прикрывать. Силиконовые груди тогда еще были не в моде, а вот мальчишество пользовалось повышенным спросом. Кстати, тогда и корсет, хотя не был еще полностью устранен, но частично уже был заменён поясом для чулок.
"Откаты" в прошлое были. Например, в 1920гг. это на себе испытала Америка, когда в ходу у женщин стал стиль "вамп", подчеркивавшее
женственность, не без приевшегося всем образа "родительницы, матери, хранительницы домашнего очага" и т.п. Здесь фигурка женщины снова принимала правильные пропорции, хотя и оставалась худой в области бёдер. Главным достоянием женского гардероба становятся бюстгальтер, который округляет женские формы, эластичный пояс для красивых чулок и подтягивающий фигуру женщины корсет. В моду входят длинные до икр платья, становившиеся как бы "второй кожей" женщины.
В 1930 гг. корсет, который, казалось бы, умирал навсегда, неожиданно пережил Ренессанс. Перспективы новой жизни корсету открыли новые технологии. Появившаяся резина, которую можно было изготавливать длинными нитями, позволяла не зашнуровывать корсет, но плотно облегала тело. Непременной деталью гардероба стал и пояс для чулок, который до изобретения колготок служил еще и подвязками.

После Второй мировой войны

Вторая мировая война внесла в модные тенденции конструирования нижнего женского белья дух новаторства. Нательное белье шли из чего угодно, например, из парашютного полотна, нижнего белья было мало и знаменитым германским корсетчикам приходилось "сидеть на мели".

А затем в Европе появились американцы, нейлон и первые шорты и футболки, появляются широкие юбки "нью лук". Они снова возвратили моду на, казалось бы, забытую "осиную талию"

В 1960гг. западногерманская промышленность, производящая нижнее белье переживала настоящий подъем. В этой отрасли работали 25000 человек, причем 2 тысяч из них приходилось на знаменитую фабрику "Фелина". Именно немецкая промышленность, изготавливающая "интимное белье" была первой в этой сфере, которая, в связи с дефицитом и дороговизной рабочей силы, перенесла свое производство за границу.  

Долой бюстгальтеры

1960е принесли с собой революционный для индустрии модны материал - чудесное волокно - лайкру, а также первые колготки и мини-юбку. На эти же годы падают и масштабные студенческие выступления, по-существу – бунты: против родителей, против буржуазного общества и его запретов. Бюстгальтеры стали "красной тряпкой" для жаждавших новых отношений молодых революционеров – их публично, как еретиков 16 века, сжигали на площадях и улицах Парижа. Вслед за этим падали и продажи этой части женского туалета, как символа притеснения и несвободы женщины.

Производители бюстгальтеров не сдавались и заметно облегчили конструкцию своего товара. Однако эпоха брала свое: вместо лифчиков девушки стали носить футболки на голое тело, штанишки на их попках становились всё меньше и меньше, превращаясь в бикини. Казалось бы, еще десяток лет…

Но, все опять возвратилось на свои места. 1970-гг. принесли новые течения в музыке, кино, литературе и моде. Молодежь опять потянулась к роскоши, элегантности, дороговизне. Коснулось это и того, что всегда прикрывало
"невидимое взгляду".
Сейчас считается, что в моде снова классика. К основным особенностям сегодняшнего мира нижнего белья относят т.н. "Push-up", иначе говоря, - бюстгальтеры, подчёркивающие и поднимающие груд женщины. Эксперты в области моды видят в настоящее время две очевидные тенденции в женских пристрастиях: с одной стороны, все время "на плаву" находятся элегантность и сексуальность, с другой, - чёткость линий и импонирующая глазу мальчишеская спортивность. При этом создается впечатление, что женское интимное белье, в том числе и бюстгальтеры, давно перестали играть ведущую роль в формировании женских силуэтов.
Однако мы должны верить в то, что ничего в этом мире не появляется и не исчезает просто так. Сковывающие тело бюстгальтеры сегодня, кажется, вышли из моды, но завтра их, придающее стройность прекрасному телу женщины, качество снова и снова будет востребованным и тогда мы на груди женщины снова увидим нечто, от чего мужские сердца забьются от восхищения.